Банки перестают выдавать кредиты в магазинах. Как быть заёмщикам

В некоторых магазинах есть такие специальные стойки, где вам могут прямо на месте оформить заявку на получение кредита и практически сразу же дать ответ, одобрен заём или нет. Бывают ситуации, когда заходишь в магазин, так хочется купить какой-нибудь товар, но денег на него нет.

Но за последние три года крупные российские банки отказались от выдачи таких кредитов, отдавая предпочтение кредитным картам, следует из исследования "БКС Премьер". Раньше такие предложения пользовались большим спросом. Впрочем, ещё остались банки, которые предлагают этот продукт и считают его перспективным. Аналитики пришли к выводу, что на рынке начался тренд на постепенное отмирание pos-кредитов как таковых.

Фото © ТАСС / Сергей Портер

Кроме того, pos-кредитование сегодня для банков во многих случаях находится на грани рентабельности. — Сейчас банки научились максимально качественно оценивать платёжеспособность заёмщиков для более сложных продуктов, таких, как кредитная карта. Да и сами заёмщики стали более разборчивыми и финансово грамотными, — рассказала руководитель департамента развития клиентской базы “БКС Премьер” Ольга Певная. Даже с учётом кросс-продаж банк может не выйти в ноль и получить убыток от этого направления.

Кредит в магазине VS кредитная карта

Ольга Певная отметила, что, в отличие от pos-кредита, держатель карты может воспользоваться льготным периодом. По словам экспертов, преимущества кредитных карт составляют серьёзную конкуренцию рos-кредитам. Кроме того, сегодня можно найти кредитки с грейс-периодом до 100–120 дней.

Также карта не привязана к какому-то конкретному магазину, расплатиться ей можно в любой торговой точке, принимающей карты в принципе. — Другими словами карта является универсальным инструментом рассрочки. Кроме того, владельцу карты не придётся на месте в магазине как минимум полчаса ждать оформления ссуды, покупая, например, новый холодильник, шубу или смартфон, — пояснила эксперт.

Что касается достаточно высоких по современным меркам процентов по картам, которые начисляются по истечении льготного периода, то это обусловлено спецификой продукта. Кроме того, сегодня развивается направление виртуальных карт: карта добавляется в кошелёк смартфона, позволяющий совершать бесконтактные платежи, всё оформляется дистанционно.

Фото © ТАСС / Злата Милявская

Для банков здесь больше рисков, чем по классическому кредиту наличными (не pos-кредиту). — По сути, это бессрочная возобновляемая кредитная линия человеку, а его платёжеспособность с течением времени может меняться. Разумней всего всегда укладываться в льготный период, — пояснила Ольга Певная. Таким образом, кредитная карта подходит для кратковременных займов, текущих покупок.

На её взгляд, покупателю товаров будет выгоднее кредитка хотя бы потому, что pos-кредит можно использовать только "здесь и сейчас", на покупку конкретного товара или на покупку в конкретном магазине. В свою очередь, заместитель руководителя информационно-аналитического центра “Альпари” Наталья Мильчакова назвала другие преимущества кредиток против кредитов в магазине. Кредитная карта же предоставляет намного больший выбор: есть деньги на карте — покупай, где тебе выгоднее и что тебе выгоднее в любое удобное время, в том числе и в интернет-магазине.

Поэтому банки и отказываются от предоставления такой услуги, так как это невыгодно клиентам, которые могут у них приобрести другую, более выгодную услугу по кредитованию, — отметила Наталья Мильчакова. — Также по кредитной карте можно получить кешбэк или бонусные баллы, что невозможно в случае оформления pos-кредита.

Всё больше граждан предпочитают делать даже крупные покупки в интернет-магазинах, а современные технологии позволяют платить в них банковскими картами, в том числе кредитными. Эксперт также добавила, что большое значение в снижении популярности pos-кредитования имеет развитие электронной коммерции.

Работать в убыток банк никогда не будет. Впрочем, не всё так просто. Кредитная же карта подсаживает многих заёмщиков на постоянные траты. Если человек берёт кредит на одну покупку, то, расплатившись с ним, может больше и не прибегать к займу. Купив одну вещь и вернув деньги на карту, клиент покупает вторую. Фактически это бессрочный заём. К тому же многие клиенты не вникают в более сложные условия использования кредитных карт. В результате просто начинает жить взаймы. В результате часто по незнанию переплачивают проценты.

Яна Недомолкина



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*