Как тебе такое, Илон Маск? Смогут ли российские беспилотники конкурировать с Tesla

Как родился беспилотник

Тогда в Женеве была подписана Международная конвенция о дорожном движении. Российские водители живут по правилам 1949 года. Беспилотники в этих конвенциях не упоминались — им запрещено было выезжать на дороги общего пользования. Её дополнили в Вене в 1968 году, но с тех пор основы её не менялись. Они катались лишь по территории закрытых наукоградов.

До 2022 года специалисты будут следить за беспилотными машинами, тестировать их в реальных условиях дорожного движения и всё записывать. С декабря 2018 года беспилотники выпустили на российские трассы. После того эксперты решат, достойны ли наши беспилотные авто конкурировать с западными.

Однако уже пять лет в России идёт разработка БПТС — беспилотного транспортного средства, так оно называется официально. Для многих станет новостью, что российские беспилотники вообще есть и ездят. Особенно активно разрабатывают два последних года: сразу у нескольких компаний появились действующие образцы.

В обывательском представлении обычный автомобиль от беспилотника отличить просто: в первом за рулём ты, во втором — робот. БПТС (беспилотные транспортные средства) — это не воплощение песни из "Приключений Электроника", где "вкалывают роботы, а не человек". Есть несколько уровней автоматизации беспилотников. Реальность несколько сложнее.

FE Инфографика © L!

Погоня за миллиардами долларов

Все остальные разработки копошатся на втором уровне, зато там такие гиганты, как BMW, Volvo, Mercedes-Benz. Сейчас одно из немногих массовых беспилотных авто третьего уровня — это Audi A7. Исключение из правил — корпорация Google: её экспериментальная машинка Waymo — это реально действующий четвёртый уровень. Ну и герой всех новостных лент Илон Маск со своей Tesla тоже не поднялся выше второго уровня. Но её массовым продуктом не назовёшь.

Фото © Waymo

Но эксперты предполагают, что это произойдёт в 2025-м. В планах автомобильных корпораций запустить конвейер с беспилотными авто в 2021 году. Но прогнозы поражают. И сперва беспилотность будет доступна владельцам авто класса люкс. Борьба за деньги развернётся неслабая. К 2035 году рынок беспилотников оценивают в 2,5–3 триллиона долларов. И Россия хочет к дележу "беспилотного пирога" успеть.

В проекте участвует и инновационный центр "Сколково". В 2016 году в России появилась НТИ (национальная технологическая инициатива) "Автонет" — госпрограмма по поддержке инновационных разработок в области беспилотного автомобильного транспорта. В Китае, США и Европе также существуют компании и программы для ускоренного развития этой отрасли.

США приняли Self Drive Act в 2017 году. Что касается разрешения выезжать беспилотникам на дороги общего пользования, то Россию слегка обогнали. А что у нас? Китай тоже начал тестировать наработки.

Российские разработки

Фото © "Яндекс"

Но работающий образец есть пока только у компании "Яндекс". По информации "Автонета", беспилотные легковые авто разрабатывают и УАЗ, и ГАЗ, и даже ВАЗ. Она единственная, кто занимается обкаткой отечественных беспилотников в реальных условиях.

На территории инновационного центра реально вызвать беспилотник. Впрочем, есть ещё полигон в "Сколково", где беспилотники тестируют уже почти два года. И двигается пусть в слабом, но потоке обычных автомобилей. Он ездит по определённому маршруту. Беспилотник, говорят, пока никого не сбил и даже не врезался.

Впрочем, в "Яндексе" говорят, что сейчас уровень автоматизации у них выше второго. На период 2019 года "Яндекс" представлял из себя второй уровень автоматизации: хоть водителя в кабине нет, за движением машины дистанционно следит оператор. Вот как выглядит стандартный маршрут беспилотника.

Фото © "Яндекс"

Отечественный беспилотный легковой автомобиль

По словам специалистов, её проще всего настроить под свои нужды. Беспилотник "Яндекса" — это "тойота-приус". Эти гаджеты тоже заграничного образца, зато софт отечественный. Авто нужно укомплектовать внешними и внутренними видеокамерами, парковочными радарами и лазерными дальномерами LIDAR.

В сентябре 2017-го машину показали Владимиру Путину. Проект разрабатывают с 2016 года. Сенсоры могут заметить машину или пешехода в радиусе 100 метров по периметру. В декабре 2018-го машины появились в Москве. В "Яндексе" не говорят, как скоро можно будет вызвать такси-беспилотник. А мозг беспилотника анализирует изменение ситуации 50 раз в секунду.

Отечественный беспилотный автобус

Фото © НАМИ

В конце 2016 года научный центр НАМИ вместе с КамАЗом спроектировал и выпустил российский мини-автобус без водителя. Это российский автобус без водителя. И внешне больше напоминает космический челнок, нежели пыльную приземлённую маршрутку. Проект рассчитан на 8–12 человек.

Ездил только между производственными цехами. С суровой российской реальностью автобус-беспилотник пока не сталкивался. Фото © НАМИ

Он перевозил гостей. Позже автобус тестировали в Казани на чемпионате мира. Разработка КамАЗа — это тоже второй уровень автономности: хоть руль в конструкции не предусмотрен, удалённо за машиной следит водитель. В ноябре в центре "Сколково" открыли второй полигон для испытаний НАМИ.

Это электрокар. Разработка НАМИ — оригинальная, придуманная и собранная российскими специалистами. Пока автобус больше подходит для предприятий или мероприятий. Его скорость — 40 км/ч и дальность хода — 120 километров без подзарядки. Для повседневного городского транспорта салон на 12 человек не годится.

Первый разрабатывала компания "Волгабас", и назывался проект MATRESHKA. Недавно разработка НАМИ была лишь вторым проектом автобуса-беспилотника. Выпустили опытный образец. "Матрёшка" раскладывалась в перспективную картину. Но проект заморозили. Прогнозировали отправить работать по городскому маршруту уже в этом году. Вот как он выглядел.

Фото © "Бакулин моторс групп"

Непонятно было, как страховать пассажиров, а по закону это необходимо. Разработчики говорят, проблема в недостатках законодательства в сфере пассажирских перевозок. Теперь конструкторы проекта MATRESHKA переключились на грузовые перевозки. Авторы не видели перспектив коммерциализации пассажирских беспилотных перевозок в ближайшие пять лет.

Отечественный беспилотный грузовик

Фото © EV-Tech

Но идеал не удалось изобрести ещё никому. Сфера грузовых перевозок — одна из самых перспективных и прибыльных. Американский концерн Daimler в 2015 году провёл тест-драйв, отправив компьютерного дальнобойщика на дороги штата Невада. Volvo тестирует свои образцы с 2010 года. Не отстают и англичане: крупнейший британский автомобильный консорциум UK Autodrive испытывает беспилотную фуру. Свою разработку американцы назвали Freightliner — "грузовой лайнер".

Кое-что пытался делать КамАЗ. В России о разработке грузовиков говорили мало. Возможно, первым станет Hydrogen. Но оригинального беспилотного грузовика не было. Генеральный директор Антон Поппель рассказал, что беспилотный грузовик будет существовать в двух вариациях: перевозящий лёгкие грузы до одной тонны и для перевозки до 40 тонн. Его разработкой занимается компания EV-Tech.

Автомобиль также проектируется на электротяге с запасом хода до 300 километров без подзарядки. У автомобиля итальянская рама, а все остальные компоненты, включая двигатель и софт, российского производства. Но всё, что пока можно увидеть про беспилотный грузовик, — это нарисованный макет. Проектировщики хотят перевести авто на топливные элементы на сжиженном водороде.

Будущее российских беспилотных авто

Фото © Shutterstock

Они подходят к прогнозу прагматично. Российские разработчики и авторы дорожной карты "Автонет" не рисуют безоблачных перспектив. Первый этап — до 2020-го — предполагает работу над правовой базой. Правительственная программа по развитию беспилотных авто рассчитана до 2035 года. Период с 2025 по 2035 год описан абстрактно: предполагается наблюдать за происходящим и анализировать его. С 2020 по 2025 год хотят готовить условия для массового выпуска.

Это невыгодно. Аналитики считают, что объём российского автомобильного рынка не предполагает внедрения беспилотных систем исключительно на российской базе. В 2016 году весь отечественный автопром с учётом заводов по сборке иномарок на нашей территории выпустил 1,6 миллиона машин, в то время как лишь компания Ford за год выпустила 6,6 миллиона авто, а Toyota — 10 миллионов.

Все специалисты сходятся в одном: российской науке и экономике нужно как можно плотнее и быстрее включаться в эту инновационную беспилотную гонку. Поэтому специалисты предполагают, что прорывным направлением для российских инноваторов могут стать начинка и софт для иностранных беспилотников. Если у нас не будет своих разработок, страна не только потеряет триллионный рынок, но и бесповоротно отстанет в технологическом плане от всего остального мира.

Артур Матвеев



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*