«Крокус» Агаларова оштрафовали за нарушения при строительстве «Ростов-арены»

На разных стадиях строительства стадиона компания Араза Агаларова допустила серьёзные расхождения с проектом, за что в апреле-июне получила наказание от местного Ростехнадзора.

Последний штраф "посвящён" сейсмическим швам, стенам и плитам перекрытий — швов на момент проверки попросту не было, а стены и перекрытия отклонились от нормального положения. С начала года арбитражный суд Ростовской области выписал "Крокусу" миллиардера Араза Агаларова 10 штрафов за нарушения, допущенные при строительстве стадиона "Ростов-арена". За все огрехи в этом году фирме придётся заплатить полмиллиона.

А завершился 2 июля матчем ⅛ финала между Бельгией и Японией. Чемпионат мира на "Ростов-арене" начался 17 июня — здесь сыграли Бразилия со Швейцарией. И только через 10 дней компания "Крокус" — строитель стадиона — заплатила Ростовскому строительному надзору последний из серии штрафов за нарушения, допущенные при строительстве.

<p>Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко</p>

Стадион обошёлся бюджету в 19,8 млрд рублей. Стройка началась в июне 2013-го, а завершилась в декабре 2017-го. Примерно с 2015-го на стройку регулярно приезжали инспекторы из строительного надзора, которые следили, чтобы всё шло по закону, без отклонений от проекта.

Но, как показали некоторые проверки и суды Ростовской области, без расхождений не обошлось.

Как признал суд, при устройстве некоторых узлов канализационной сети "Крокус" использовал не предусмотренные проектом железобетонные конструкции, а заодно не проводил анализ воздуха и уровня шума. Недавний июльский штраф (смешные 50 тысяч) "Крокус" заплатил за "грехи", связанные с обустройством канализации.

<p>Фото: © РИА Новости / Сергей Пивоваров</p>

Антисейсмические швы — это своего рода "разрезы" в конструкции здания, разделяющие сооружение на отдельные блоки. Куда более серьёзно воспринимается отсутствие антисейсмических швов, которое запротоколировал в октябре 2017-го инспектор Ростехнадзора по Ростовской области. В условиях стадиона это важно ещё и для защиты от особенно "прыгучих" болельщиков, которые могут своими прыжками вызвать колебания конструкции. Это нужно для того, чтобы защитить стены и полы от возможных деформаций и трещин — из-за температурных колебаний или сейсмической активности. Стройнадзор указал на это "Крокусу" и обязал всё исправить. Швы должны заполняться упругим изоляционным материалом. За то, что "Крокус" тянул с выполнением предписания, он получил административный штраф только в апреле 2018-го (50 тысяч).

Когда в апреле судья Александр Твердой назначал "Крокусу" очередной штраф — в 52 тысячи, он указал в постановлении характеристики некоторых колонн, стен и балок трибун в определённых секторах. Но и деформационные швы блекнут по сравнению с новостями о состоянии поддерживающих колонн и пилонов. Более того, на момент проверки не были затянуты высокопрочные болты на некоторых металлоконструкциях. Согласно документам, они не были армированы в строгом соответствии с проектом, одобренным ещё в 2015-м.

Как следует из судебных материалов, футбольное поле должно было "покоиться" на крупном щебне фракции четыре-семь сантиметров. Да и сам газон, на котором предстояло играть футболистам, оказался обустроен не по проекту.

<p>Фото: © РИА Новости / Алексей Филиппов</p>

— Фактически применён щебень фракции пять-двадцать миллиметров, — указывает суд.

Орошение поля должно было идти через трубы диаметром 110 мм, а по факту установили трубы диаметром от 40 до 90 мм. Да и система полива газона отличается от той, что предусматривалась в самом начале.

На момент октябрьской проверки в административных помещениях стадиона не было даже системы наблюдения. Возникали вопросы и к организации охраны объекта. На некоторых постах даже не было телефонов для экстренных вызовов. А охранники не имели оборудования для работы с электронными пропусками. Интересно в этом контексте смотрится другой вывод той же проверки: на строительной площадке не нашлось 272 прожекторов.

По каким-то причинам строители решили использовать для водоснабжения трубы меньшего диаметра, чем закладывалось в проекте.

— В здании ИТП (индивидуального теплового пункта) сектора "Г" установлены трубопроводы из стальных <...> оцинкованных труб диаметром 65 х 4 <...> (по проекту 88,5 х 4), — пишет в своём постановлении судья Ростовского АС Анна Парамонова.

Во время стройки те не вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду и не представили документы, подтверждающие безопасное обращение с отходами. Она же указала строителям на несоблюдение экологических норм.

Непонятно, правда, как именно были "устранены" отсутствие нужного количества свайных колонн в основании фундамента и другие проблемы, касающиеся несущих конструкций (учитывая, что стадион к тому моменту был построен и сдан). Как заявляли на судах юристы "Крокуса", все вышеописанные нарушения компания устранила. направил в "Крокус" запрос с просьбой прояснить эти моменты, однако оперативного ответа не получил. При этом в марте 2018-го он получил положительное заключение госэкспертизы.

<p>Фото: © РИА Новости / Алексей Филиппов</p>

Строительный эксперт из Московского государственного строительного университета объяснил у, как обычно устраняют подобного рода нарушения.

Действие первое: делается перерасчёт всего конструктива здания с учётом того [свайного] поля, которое существует. — [Полностью] устранить подобные замечания невозможно, но есть ряд законных действий. Признаётся, что здание может быть и с данным конструктивом, что это возможно. Меняется раздел проектной документации, и она сдаётся на повторную государственную экспертизу. — Второй вариант: точно так же переделывается проектное решение, а вместо свай [заливается] бетон или делаются какие-то технические операции для усиления фундамента. В данном случае заказчик может потребовать вернуть средства за невыполненные работы, — сообщил у вице-президент Национального объединения проектировщиков профессор МГСУ Азарий Лапидус.

Как писал , стены "Лужников" оказались значительно тоньше проектных, а эвакуация из помещений может быть затруднена. Это далеко не первый случай, когда строители стадионов изменяют ход работ ближе к завершению, отклоняясь от проекта.



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*