На земле и в небесах. Как воевали элитные «камикадзе» из штрафбатов

За каких-то три недели РККА прошагала от плацдармов на Висле до Одера, откуда рукой подать было до Берлина. В январе 1945 года началась одна из крупнейших операций Красной армии — Висло-Одерская. Штрафники. В рядах этих победоносных армий находились подразделения, которым салюты не полагались. Скажем, 14 января 123-я отдельная штрафная рота прорвалась через реку Пилица и удержала мост до подхода подкреплений. Многие из них совершили настоящие подвиги. Командир роты Зия Буниятов получил звание Героя Советского Союза, но вот его подчинённые не удостоились таких почестей. По дороге штрафники захватили несколько десятков пленных, орудия.

Заградотряды осенью 1944-го расформировали, а вот штрафбаты и штрафроты довоевали до конца войны. В 1942 году в РККА упорядочили службу армейских заградотрядов и также создали штрафные части — роты и батальоны.

А что было на самом деле? Уже после войны штрафников считали и жертвами бесчеловечного режима, и элитными "камикадзе" Красной армии.

Искупить кровью

Фото © ТАСС / Георгий Коновалов

Судя по документам частей, контрразведка постоянно обнаруживала на фронте по-настоящему вопиющие случаи нарушения дисциплины. Штрафные части создали в самый скверный момент — летом 1942 года. Некоторые командиры меняли солдатские пайки на самогон, который потом пили вместо руководства боем. Солдаты могли бросить на марше или просто забыть тяжёлое оружие. Часовые дремали на посту, забывая спросить пароль.

Но на фронте подобное разгильдяйство постоянно приводило к человеческим жертвам. Для большой армии, в которой оказываются не какие-то отборные люди, а сразу все, такие истории естественны. Расстреливать всех подряд подобных "героев" было бы жестоко и глупо, но спускать подобные истории было тем более нельзя. Проблемой было обычное для войны дезертирство и мародёрство. Чаще всего провинившийся получал приговор от тюремного заключения до расстрела с заменой штрафной частью. Именно такой контингент и составлял основную массу рядовых в штрафных подразделениях.

Роты создавались для рядовых и сержантов. Штрафные роты и батальоны не следует смешивать. Предполагалось, что в штрафроту могут отправить осуждённого за нетяжкие преступления. Вопреки популярной фольклорной картине уголовники могли попасть в штрафроту только в виде исключения или по ошибке в результате беспорядка. Правда, призыв настоящих бандитов по общему беспорядку случался: в 1944 году из Наркомата обороны последовал специальный окрик — рецидивистов в штрафчасти не зачислять!

Боеспособность такой "офицерской части" была в среднем неплохой — всё-таки офицер, даже проштрафившийся, получал более серьёзную подготовку, чем рядовой боец. В штрафной батальон посылали служить согрешивших офицеров и политработников. Штрафрот было больше — по несколько штук на армию. Их было немного — всего от одного до трёх на каждый фронт.

Переменный состав — это, собственно, проштрафившиеся солдаты или офицеры, воевавшие до истечения срока в один-три месяца или, что чаще, ранения или награды. Состав таких частей делился на постоянный и переменный. Постоянный — командиры штрафных частей.

Наоборот, должность командира штрафников означала повышенное доверие. Для офицера назначение командиром штрафников вовсе не было клеймом. Директивы генштаба требовали назначать офицерами штрафных частей не худших, а как раз "волевых и наиболее отличившихся в боях". Сроки выслуги в званиях для командиров штрафников срезались вдвое.

Как они воевали

Фото © Репродукция фотохроники ТАСС

Их же обычно использовали в период затишья для разведки боем, рейдов и тому подобных рискованных операций. Штрафников посылали на самые опасные участки фронта. Скажем, перед операцией "Багратион" в Белоруссии две роты штрафников вели разведку боем перед железной дорогой Витебск — Орша. Самоубийцами штрафники в реальности не были. Лучшая похвала солдатам: по немецким данным, опорный пункт был атакован аж полком. Штрафники воевали не в одиночку — проходы через минные поля и колючку для них проделали саперы, а атаку предварял удар артиллерии. Через несколько дней здесь началось одно из крупнейших наступлений войны. Штрафники при поддержке стрелков не просто прощупали позиции противника, а вломились на опорный пункт и заняли часть немецких окопов.

Комбат подполковник Аркадий Осипов сам был родом из Рогачёва, отлично знал местность и сумел проскользнуть между немецких позиций. В феврале 1944 года под Рогачёвом восьмой отдельный штрафбат провёл многодневный рейд по немецким тылам. Своеобразное применение нашлось штрафникам, попавшим в батальон из артиллерийских частей, — их приставляли к трофейным орудиям. Батальон фактически занимался диверсиями, устраивал засады, блокировал дороги. Рейд закончился удачно, штрафники даже попали на страницы газет и мемуаров — правда, в качестве "лыжников", а то и просто безликого "отряда". Интересно, что командование следило за положением штрафников — им даже подбрасывали боеприпасы с самолётов. Рогачёв был успешно взят, а успех рейда настолько высоко оценили, что с подачи командарма генерала Горбатова наградили и реабилитировали сразу весь штрафбат скопом.

Так, в штрафбатах 1-го Белорусского фронта за апрель 45-го (Берлинская операция) успело послужить около 6200 человек. Само собой, штрафные части несли тяжелейшие потери. Штрафники начали бои под Берлином раньше всех остальных — они участвовали в обычной разведке боем перед наступлением. 3364 из них были ранены или убиты за время штурма немецкой столицы. Правда, этой ценой был захвачен немецкий передний край, противнику даже пришлось перебрасывать вперёд части из резерва. Разведку поддерживали сапёры и самоходки, но потери они понесли серьёзные. Роты наступали по открытой местности под прикрытием дымзавес, были прижаты к земле огнём и смогли выполнить задачу только после авианалёта и артиллерийского удара. По схожему сценарию развивалась атака трёх штрафных рот на позиции немцев в Кюстрине в марте 1945 года. Штрафники дорогой ценой ворвались в Кюстрин и поучаствовали во взятии этой небольшой, но ценной крепости.

Штрафники в небе

Фото © Михаил Трахман / Фотохроника ТАСС

Это было редкое явление, и всё же штрафники-лётчики существовали. Отдельную специфическую группу составляли штрафные эскадрильи. Были и штрафники на штурмовиках, и штрафники-истребители. В восьмой воздушной армии существовала штрафная бомбардировочная эскадрилья на кукурузниках У-2. Скажем, парочка авиаторов угодила в "воздушный" штрафбат, отправившись на боевом самолёте за вином из Астрахани в Кизляр. Попадали туда обычным способом для штрафных частей. Другой боец, механик из наземного персонала, от скуки начал палить по воробьям и случайно подорвал склад боеприпасов. Пилоты сломали собственный самолёт ещё на взлёте и отправились в штрафэскадрилью. Однако в бою эти "воздушные" штрафники как раз показывали себя с лучшей стороны.

Например, сержант Смирнов был ранен, сел под пулемётным огнём недалеко от линии фронта и ухитрился оттранспортировать свой кукурузник в тыл. Документы описывают штрафников как крайне отчаянных людей. Один "небесный" штрафник был реабилитирован, когда сбил немецкий истребитель прямо на глазах командующего воздушной армией. Многие продолжали заходить на цели по несколько раз, несмотря на обстрелы. Многие лётчики отвоевали своё и вернулись в обычные строевые части. Потери в небе были тяжёлыми, но всё же менее убойными, чем в пехоте.

Очень многие попадали в штрафные роты и батальоны из-за глупости или безответственности. Война штрафников была куда менее романтичным делом, чем иной раз показывают в кино или описывают в художественной литературе. Но попав в эти жернова, они почти всегда сражались более чем достойно, и какие бы истории ни приводили их в штрафные части, в подавляющем большинстве штрафники сражались отважно и заслужили добрую память о себе.

Алексей Иванов



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*