Платёжка от балды. Каким образом на нас наживаются коммунальщики

Вы за всё заплатите — тариф роста

Но для жителей некоторых регионов это случилось уже 1 января: им подняли взнос на капитальный ремонт, не дожидаясь лета. В этом году повышение коммуналки должно было произойти один раз — 1 июля.

Местным властям — постановление правительства не указ? Как так?

Да просто оно эту тему не затрагивает, — поясняет лидер партии "СтопЖКХ" Сергей Креков.

Первые — это вода, электричество, газ, отопление, вывоз мусора. Дело в том, что в одной квитанции сразу два вида услуг — коммунальные и жилищные. Государство устанавливает только предельное увеличение и регулярность повышения коммунальных платежей. Вторые — взносы на капремонт, содержание жилого помещения, оплата домофона, охраны. Например, в 2020 году он составляет от 2,4% (для Ненецкого автономного округа) до 6,5% (для Чечни). Здесь есть определённый максимум для каждого региона.

Поэтому квартплата может вырасти с начала года и гораздо больше установленных показателей, — говорит Сергей Креков. — В регулирование же тарифов на жилищные услуги правительство не вмешивается.

Бывает так, что люди исправно платят, и немало, а подъезды у них грязные, нормальных подходов к дому нет Эти тарифы завышены, и непонятно, за что управляющая компания берёт деньги.

Светлана Калинина

член Центрального штаба ОНФ, координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды

Они составляют до 60% в платёжке. Плата за жилищные услуги — значительная статья расходов. Здорово, если бы не одно "но". Законодатели говорят, что тарифы могут повышаться только по решению собственников.

Так произошло в 80% многоквартирных домов. — В Жилищном кодексе закреплена такая норма, что если собственники в установленный законом срок собрание не провели, то органы местной власти сами назначают управляющую компанию. Муниципалитеты провели конкурсы и нашли подрядную организацию, готовую работать по заявленным тарифам, которые никто не контролирует и проверить обоснованность которых очень сложно, — приводит данные Сергей Креков.

Коммуналка в одинаковых домах, расположенных в столице и за МКАД, отличается в разы. Возьмём Москву и область, к примеру. То есть никакой связи с реальной стоимостью предоставляемых услуг здесь нет.

По праву старшего

Но были сюрпризы и понеприятнее. В некоторых регионах с этого года появилась новая строчка в платёжках — за вывоз ТБО, что стало неожиданностью для многих людей, не оповещённых об этом заранее. Провести общее собрание жильцов и принять решение о вознаграждении председателя разрешает Жилищный кодекс РФ. Жителям Новосибирской, Владимирской, Томской областей теперь надо будет отдавать свои кровные старшему по дому.

Фото © ТАСС / Сорокин Донат

Когда такая возможность появилась на законодательном уровне, многие управляющие компании просто дополнили платёжки этой графой, не проводя собрания жильцов, понимая, что всё им сойдёт с рук, — рассказывает Светлана Калинина.

С мира по нитке

Норматив потребления коммунальных услуг — это то, сколько коммунальных ресурсов использует в среднем один человек за месяц. Самый распространённый способ обмана жильцов прежний: манипулирование с нормативами. Нормативы от региона к региону отличаются в несколько раз, потому что единой методики их определения нет. Он применяется при расчёте платы за коммуналку, когда в доме нет счётчиков.

Потом сравнили его с тем нормативом, который действует в регионе. Сергей Креков рассказывает о проведённом эксперименте: взяли для расчёта типовую питерскую семью из двух человек и выяснили их объём потребления газа по приборам учёта. Тот оказался больше почти в десять раз.

То есть и без того завышенный норматив умножается на 1,5–2. А ведь при отсутствии приборов учёта (на воду, например) к тарифам применяются ещё и повышающие коэффициенты.

Но нет. Казалось бы, установка общедомовых приборов учёта может помочь сэкономить.

Фото © ТАСС / Храмовник Роман

Управляющие компании либо ломают их, либо не проводят плановые проверки этого оборудования для того, чтобы оно работало корректно, — делится наблюдениями Сергей Креков. — Количество таких приборов стремительно падает.

Но это происходит крайне редко. При наличии приборов учёта в конце года должны делать сверку, и если окажется, что реально было потреблено меньше того, что начислили за 12 месяцев, то переплату жильцам обязаны вернуть. Чаще оказывается, что граждане недоплатили.

В итоге в конце года при перерасчёте людям приходится доплачивать. — Бывает так, что зима тёплая, а топят на всю катушку. руб. Это может быть и 6–7 тыс. с квартиры, — рассказывает Светлана Калинина.

Любишь кататьсялюби и за саночки платить

Муниципалитеты решили монетизировать развлечение детей всех времён. Какая зима без горки!

В Новосибирской области построили за счёт средств федерального бюджета по программе "Формирование комфортной городской среды" горки и сделали их платными, — сообщает Светлана Калинина.

Хочешь покататься — гони 50 руб. В Екатеринбурге горки в центре города тоже без денег не посетишь.

Добро пожаловаться

Самое простое — узнать, не обманывают ли вас с коммунальными тарифами. Коммунальные платёжки нужно проверять. Эти цифры публикуются на сайтах местных органов власти.

Лучше идти в суд. Как показывает практика, эффективность жалоб на управляющие компании крайне низкая. Он может не только обязать управляющую компанию исправить все недочёты, но и присудить вам компенсацию за некачественные услуги и сделать перерасчёт

Сергей Креков

Это можно сделать по электронной почте, но лучше отправить заказное письмо с уведомлением о вручении. При некачественном оказании коммунальных услуг или подозрении на их завышение сначала надо жаловаться в управляющую компанию. Если и от них не будет никакой реакции, то искать правду можно в прокуратуре. Если ответ не придёт или он вас не устроит, то обращайтесь в органы жилищного надзора. Ещё можно направить жалобу в Роспотребнадзор и в органы санитарно-эпидемиологического контроля (в том случае, если грязно в подъезде или холодно в квартире).

Софья Ручко



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*